С умеренным пылом

27 мая 2011 г.
Две противоположные тенденции характеризуют территориальное развитие банков в этом году. Организации, заинтересованные в усилении позиций в ритейле, готовятся инвестировать в расширение сети допофисов, в том числе на Северо-Западе. А другие, напротив, оптимизируют свою структуру продаж, сужая географию присутствия и концентрируя бизнес в наиболее привлекательных регионах.
 
Преодолев основные последствия кризиса, банки все еще осторожно подходят к инвестициям в развитие. Многое зависит от позиционирования и стратегии. Так, организациям, работающим только на корпоративном рынке, двигаться в регионы СЗФО не стоит. Кредитование юридических лиц и в Петербурге растет довольно медленно, а на периферии спрос и подавно ограничен. Тем более что крупных корпоративных клиентов уже успели закрепить за собой банки, обосновавшиеся в регионах до кризиса, в том числе государственные.
 
Другое дело – ритейл. В этом сегменте емкость намного выше, и финансисты возлагают на население большие надежды: розничное кредитование стало локомотивом рынка в прошлом году и, по прогнозам, будет расти быстрее корпоративного в текущем. «В настоящее время крупные предприятия ориентированы на государственные банки, поэтому для частных банков актуально развивать розничные направления и кредитование малого и среднего бизнеса, где есть хороший потенциал роста, – считает управляющий филиалом „Петровский“ банка „Открытие“ Андрей Атамась. – Кризис показал, что банки с широкой филиальной сетью надежнее и устойчивее даже в периоды экономической нестабильности. И тем не менее, на мой взгляд, экспансия будет не столь интенсивной, как до кризиса».
 
На чаше весов
Развиваться вширь смогут себе позволить прежде всего крупные федеральные банки: во-первых, у них есть средства на развитие, а во-вторых, уверенность в том, что они займут свою нишу, несмотря на уже присутствующих в регионе игроков. «Мы планируем открыть в регионах Северо-Запада шесть-семь операционных офисов, из них только один – в городе, где Промсвязьбанк еще не присутствует, – в Архангельске. Таким образом, кроме Карелии, наша сеть охватит все регионы СЗФО. Оценивая целесообразность работы в том или ином регионе, мы сначала смотрим на емкость рынка, и уже во вторую очередь – на конкурентную банковскую среду. Это обусловлено тем, что мы давно представлены в большинстве регионов округа и закрепили за собой определенные ниши», – рассказывает вице-президент, заместитель руководителя блока «сеть продаж» Промсвязьбанка Владимир Шаталов.
 
По его мнению, организациям, рассматривающим возможность экспансии с нуля, стоит учитывать, что Северо-Запад – не самая простая для развития территория, так как во многих субъектах округа рынок устоялся – поделен между давно работающими здесь игроками. При этом уровень спроса в регионах ниже, чем в крупных городах, даже в ритейле. Например, в населенных пунктах северных территорий, для которых характерна более высокая оплата труда, но и стоимость минимальной потребительской корзины выше, что ограничивает потребление кредитных продуктов.
 
Инвестиционные возможности банков в настоящее время, конечно, выше, чем в кризис, но тем не менее вкладывать средства они предпочитают осторожно. «Большинство организаций сформировали резервы в прошлом году и уже способны выделить средства на развитие. Занимаясь расширением сети, мы сталкиваемся с конкуренцией за помещения, что свидетельствует о возобновлении экспансии некоторыми банками. Будут ли числиться в территориальных планах федеральных структур регионы СЗФО? Мы для себя определили количество точек, которое необходимо по России для достаточного покрытия рынка. И выбирая, например, между Карелией и Екатеринбургом, скорее предпочтем второй. Конечно, и в Карелии можно построить вполне успешный бизнес, но с точки зрения затрат на вход и емкости рынка интереснее город-миллионник», – рассуждает Шаталов.
 
Интерес к регионам могут проявить банки, которые рассчитывают развивать направление малого и среднего бизнеса. Так как технологии его кредитования приближены к розничным, разветвленная сеть продаж для закрепления в этой нише необходима. В ряде регионов СЗФО потенциал данного сегмента весьма высок. Например, банкиры обращают внимание на Калининградскую область, где высока концентрация малых и средних предприятий. Тенденция последнего времени – открытие универсальных офисов продаж, в которых могут обслуживаться как физические лица, так и малые предприниматели. Выстраивать отдельную сеть для клиентов малого бизнеса могут позволить себе только банки – лидеры сегмента или структуры, обладающие большими ресурсами, например Сбербанк.
 
Как поясняет Владимир Шаталов, в регионах чаще всего только один-два допофиса наделяются полномочиями по кредитованию юридических лиц, остальные же оказывают услуги по расчетно-кассовому обслуживанию и принимают кредитные заявки. «Организовывать модуль, в функционал которого входит кредитование, дороже с точки зрения как технологий, так и персонала. Поэтому его специалистов необходимо обеспечить полноценной нагрузкой, что вряд ли возможно в регионе с ограниченным спросом», – говорит он. По оценкам Шаталова, приемлемый срок окупаемости одного операционного офиса – три года, а если точка универсальная, то есть наделенная кредитными полномочиями, то можно рассчитывать и на два с половиной года.
 
Важный момент – обеспечение новой точки персоналом, особенно менеджерами. Нередки случаи, когда, заходя в новый регион, банк набирает сотрудников, переманивая персонал у конкурентов. Зачастую ему это удается, но стоит учитывать, что такой подход сопряжен с увеличением фонда оплаты труда, а это сказывается на окупаемости. И если укомплектовать новый офис линейным персоналом в регионе, как правило, не составляет труда, то управленческую команду лучше формировать из своего кадрового резерва.
 
Правило концентрации
Обратная тенденция – уход из регионов и оптимизация банковских сетей – отчасти связана с сокращением присутствия ряда иностранных банков на российском рынке. Например, по такому пути пошел Абсолют Банк. По словам советника управляющего филиалом Абсолют Банка в Санкт-Петербурге Андрея Рублева, банк, оценив эффективность и перспективы развития бизнеса в определенных регионах, пришел к непростому решению – отказаться от работы в некоторых из них: «Мы приняли для себя стратегию, согласно которой будем присутствовать в тех субъектах РФ, которые для нас наиболее интересны, где мы имеем определенную долю рынка с конкретными продуктами. В частности, в Петербурге мы рассматриваем возможность открытия до конца года еще одного дополнительного офиса, и в городе у нас будет пять точек».
 
Не только банки с западным капиталом реорганизуют сети – над этим работают и другие организации, которых кризис научил тому, что широкий территориальный охват не всегда гарантирует успешность бизнеса. Так, банк «КИТ Финанс» в течение первого квартала 2011 года закрыл 15 кредитно-кассовых офисов по России, в том числе в Калининграде. Таким образом, в СЗФО у него остался бизнес только в Северной столице. «На данный момент банк не планирует расширять свою географию. Решение развивать бизнес в оставшихся регионах обусловлено значительной концентрацией в них крупного бизнеса. И ставку мы делаем именно на развитие корпоративного кредитования», – прокомментировал начальник отдела коммуникаций и внешних связей банка «КИТ Финанс» Евгений Пономаренко.
 
Вероятно, закрытие неприбыльных точек ряда банков создаст более благоприятные условия как с точки зрения высвобождающегося персонала, так и в плане вакантных площадок для тех кредитных организаций, которые намерены наращивать сеть. Тем не менее ставить во главу угла охват территорий, не оглядываясь на экономическую составляющую процесса, банки позволить себе уже не могут. Региональная экспансия, скорее всего, будет идти умеренными темпами, так что ожидать появления новых лидеров по территориальному охвату в этом году не стоит.
 
 
Ольга Великанова
«Эксперт Северо-Запад» №20 (516) /23 май 2011
Яндекс.Метрика

Новости

18
декабря
Головной офис Росбанка − в топ-10 лучших штаб-квартир российских компаний

17
декабря
Газпромбанк объявил о трансформации офисной сети и открыл первый офис нового формата

Поиск по тэгам:

 

Поиск по дате: